1860, 17(29) января - А. П. Чехов родился в Таганроге в мещанской семье. Отец - Павел Егорович Чехов (1825 - 1898 г.г.). Мать - Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова) (1835 - 1919 г.г.) Братья и сестры: Александр - литератор, лингвист (1855 - 1913 г.г.); Николай - художник (1858 -1889 г.г.); Михаил - писатель, юрист (1868 - 1936 г.г.); Иван - учитель (известный московский педагог) (1861 - 1922 г.г.); Мария - художница-пейзажистка (1863 - 1957 г.г.).

1868-79 - учился в Таганрогской гимназии, по окончании которой поступил на медицинский факультет Московского университета.

1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Осколки" и др.

1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.

1888 - повесть "Степь".

1890
- А. П. Чехов совершает поездку на Сахалин, где совершает сплошную перепись каторжных и ссыльных поселенцев. Пишет книгу "Остров Сахалин" (1893-94).

1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район), близ Лопасни (ныне город Чехов), в приобретенной им усадьбе (с 1944 г. - музей-усадьба Чехова). Создает повести и новеллы - "Дуэль", "Дом с мезонином", "Палата номер 6" и проч.

1897-99 - участие во всеобщей переписи населения, работа участковым врачом во время эпидемий холеры. Создает пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры".

1901 - женился на актрисе художественного театра О. Л. Книппер.

1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту, где сближается с Горьким. Вместе с В. Г. Короленко в знак протеста против отмены Николаем Вторым избрания Горького почетным академиком отказался от звания почетного академика, присужденного ему в 1900 г.

1903-04 - пишет пьесу "Вишневый сад".

1904, июнь - А. П. Чехов в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался

2 (15) июля А. П. Чехов похоронен в Москве.



Чехов А. П. Полное собрание сочинений в 23-х т.
– 2-е изд. – СПб: Изд. А.Ф. Маркса, 1903.
 



Волжский. Очерки о Чехове. –
СПб: Типография М.М. Стасюлевича, 1903. – 180 с. –

      Отправным пунктом этой работы служит общий обзор наиболее существенных разногласий критики в истолковании смысла Чеховского творчества.

 




 

 

      Имя Чехова знают, его произведения читают, изучают, экранизируют, ставят спектакли по пьесам. А каким был Чехов в жизни, чем жил этот талантливый человек, гениальный писатель? Оживить хрестоматийный образ А.П. Чехова помогут воспоминания современников и переписка.
Чехов умер настолько рано, что свои свидетельства о нем успели оставить не только близкие родственники братья Александр и Михаил, позднее – сестра Мария Павловна, жена (актриса О. Л. Книппер), многие сверстники (Короленко, Потапенко, Гиляровский), литературные потомки (Бунин, Горький, Куприн), но и люди предшествующих поколений (Толстой, Суворин, Репин, Ковалевский).

      А.П. Чехов - громадный писатель и несравненный эпистоляр. Чехов, хоронившийся от читателя в своих рассказах и пьесах за фигурами героев, в письмах выступает перед нами во всей своей сложности, неповторимости и бесконечной притягательности. Письма показывают А. П. Чехова, как писателя и человека, в ясном и ярком отражении его собственных слов и выражений.

      При жизни Чехова публикации его писем были редкими и случайным. В 1904-1905 годах, после смерти писателя, в печати стали часто появляться его письма, преимущественно в мемуарной литературе. Отдельным изданием они впервые вышли в 1909 году.

 

 

Письма А. П. Чехова/ собраны Б.Н. Бочкаревым. – М. :
Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1909. – 200 с. 

      Когда в 1909 году вышел в свет первый сборник писем Чехова, составленный Б.Н. Бочкаревым, - это было настоящим литературным событием. Критики единодушно признавали, что после писем Пушкина по проявленному к ним читательскому интересу первое место занимают письма Чехова.

 

 



Собрание писем А. П. Чехова. Т. 1/
под ред. и с коммент. В. Брендеря; вступ. ст. Ю. Айхенвальда. –
М. : К-во "Современное творчество", 1910. – 288 с.

      Это издание – попытка собрать материалы биографии и творчества А. П. Чехова в серию книг. В первый том этой серии вошли письма.

      "Письма Чехова похожи на его рассказы. От них трудно оторваться. …В них раскрывается душа без блеска, тихая и чистая. В ней нет пафоса, бури, яркой страстности; но зато перед вами личность, которая неизмеримо больше жила в себе, чем вне себя, и в какой-то целомудренной глубине таила свои лучшие помыслы". (Ю. Айхенвальд)

 



 

Письма А. П. Чехова. Т. VI (1900-1904) /
под ред. М. П. Чеховой. – М.:
Книгоиздательство писателей, 1916. – 432 с.

      В 1912-1916 годах появилось фундаментальное издание писем, подготовленное М. П. Чеховой. Это было наиболее полное собрание писем (около 2000), которые составили шесть томов.

      
      

      В уже опубликованные шесть томов писем Чехова вошла далеко не вся его переписка. После Октябрьской революции составлялись новые сборники, дополнившие издание М. П. Чеховой.

 


Чехов. Новые письма (из собраний Пушкинского Дома)
/под ред. Б. Л. Модзалевского. – СПб:
Атеней, 1922. – 134 с.      

      В собрание Пушкинского Дома при Российской Академии Наук поступило от разных лиц значительное количество писем Чехова, среди которых оказалось много еще не изданных. В этом сборнике опубликованы неизданные письма, относящиеся к периоду от 1888 до 1904 года.

      






А.П. Чехов и В.Г. Короленко:
переписка/ ред. и вступление
Н.К. Пиксанова; коммент. Л.М. Фридкеса. –
М.: изд. т-ва И.Д. Сытина, 1923. – 106 с.

     Чехов и Короленко познакомились в октябре 1887 года. Владимиру Галактионовичу было тридцать четыре, Антону Павловичу – двадцать семь лет. Оба писателя и до первой встречи знали друг о друге и из книг, и из разговоров в литературной среде. Писатели поневоле встречались редко: Чехов жил в Москве, а Короленко - в Нижнем. Теснейшему сближению ещё мешало и глубокое различие двух натур. Разница темпераментов сказалась на эпизоде выхода писателей из состава членов Разряда изящной словесности Академии наук, в связи с исключением Максима Горького. В создавшемся положении Короленко был быстр и смел в решениях, Чехов медлил, колебался, оставлял без ответа срочные запросы Короленко. Весь эпизод хорошо отобразился в их переписке.



 




Переписка А. П. Чехова и О. Л. Книппер:
в 3-х т./ ред. и примеч. А. Б. Дермана.
– М. : Мир, 1934.

      Переписка с О.Книппер, которая в 1901 году стала женой А.П. Чехова, интересна не только как хроника последних лет чеховской жизни, не только как ценнейший источник сведений о первых годах Художественного театра. Книппер заняла исключительное место в духовной жизни Чехова последних лет, и письма к ней полнее всего отражают его внутренний мир в эти годы - в той степени, в какой Чехов вообще считал нужным приоткрывать этот внутренний мир другим, даже самым близким людям.

      Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих.

       Поэтика любовных писем Чехова к О.Л. Книппер - это сочетание интимности и нежности с простотой, особенные словесные формы для выражения чувства, неожиданные эпитеты ласки и любви.

      "Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству", писал как-то Антон Павлович. (О.Л. Книппер).
 
       "Крепко целую тебя и обнимаю до отчаянности крепко. Не злись, не хандри, не делай очень серьезного лица и пиши почаще человеку, который любит тебя, несмотря на все твои недостатки. Нет, нет, дуся, я пошутил, у тебя нет никаких недостатков, ты у меня отменная. Обнимаю еще раз. Твой Антоний Иеромонах". (Из письма А.П. Чехова к О.Л. Книппер. 26 янв. 1901 г.)
 




Письма А.П. Чехову его брата Александра Чехова/
вступит. ст. и коммент. И. С. Ежова. – М.:
СОЦЭКГИЗ, 1939. – 566 с.

      Судьба Александра Чехова, как даровитого интеллигента-неудачника, представляет значительный интерес, особенно в сопоставлении с судьбой его великого брата.

       Александр Чехов – блестящий стилист и остроумный юморист был газетчиком, журналистом и беллетристом. Его рассказы и повести, хотя они и ниже его писем, обнаруживают у него беллетристическое дарование. Антон Павлович высоко ценил своего старшего брата и потратил немало усилий, чтобы помочь ему развить лучшие стороны своего дарования. Но с течением времени он все более и более убеждался, что его старания не дают результатов.

       Переписка двух братьев-писателей с самого начала носила интимно-дружеский и юмористический характер и в этом духе продолжалась до конца. Оба адресата были неистощимы на остроумные выдумки всевозможных прозвищ и эпитетов, которыми они изощрялись наделять друг друга, как бы соревнуясь в остроумии и находчивости.


 







Чехова М. П. Письма к брату А.П. Чехову. – М.:
Гослитиздат, 1954. – 235 с.

      Единственной девочке в семье Чеховых, Маше, пришлось сыграть особую роль в жизни ее брата Антона Павловича. Еще с детских лет она дружила с ним, а позднее стала его верным другом и помощником. Письма Марии Павловны Чеховой к Антону Павловичу вместе с ее комментариями и воспоминаниями дополняют знания о Чехове, глубже раскрывают его образ. Переписка между братом и сестрой длилась двадцать семь лет. Публикуемые здесь письма охватывают период 1877-1904 годов.

 

 

 

 



Чехов А. П. Сборник документов и материалов. Т. 1/
под ред. А.Б. Дермана. – М.: ОГИЗ ГОСЛИТИЗДАТ,
1947. – 270 с. – (Литературный архив)

      Среди публикуемых в этом издании 299 писем Чехова имеется несколько эпистолярных групп. Самую обширную представляют письма к издателю Марксу и заведующему конторой издательства "Нива" Грюнбергу по поводу продажи и печатания произведений Чехова в виде полного собрания сочинений. Эта группа писем и дополнительный материал, приведенный в комментариях, вскрывают всю подноготную кабалы, в которую попал Чехов благодаря контракту с Марксом. Сам Чехов, с присущей ему деликатностью, не показывал и вида А. Ф. Марксу, что тот недобросовестно на нем наживается, но в письмах к третьим лицам Чехов полушутливо, полусерьезно нередко называл А.Ф. Маркса "канальским немцем", "хищной гидрой".

      В приложении к сборнику даны рапорты и доклады цензоров о произведениях Чехова.

      Неблагоприятное впечатление, производимое этим более чем странным сюжетом, еще увеличивается вследствие грубости и неприличия тона всей пьесы, и потому я полагал бы, что к представлению на сцене она совершенно непригодна. (Цензор Донатуров о водевиле «Медведь»)

…В пьесе этой, рисующей помещичий быт, нет никаких намеков на какой-либо антагонизм между помещиками и крестьянами, я полагал бы возможным удовлетворить ходатайство названного попечительства. ( Цензор Ламкерт о пьесе «Дядя Ваня»)





Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т.I-XII – Сочинения, Т. XIII-XX – Письма. – М. : Гослитиздат, 1944-1951.

      Новый этап в собирании и публикации писем Чехова связан с подготовкой двадцатитомного Полного собрания сочинений и писем (М., 1944-1951). Здесь в томах XIII--XX помещено 4195 писем.

      В дополнение к этому эпистолярному собранию большая группа писем (147) была напечатана в т. 68-м "Литературного наследства" (М., 1960).
 



Литературное наследство. Т. 68. Чехов. – М. :
Изд-во Академии наук СССР, 1960. – 974 с.

      Настоящий том "Литературного наследства" подготовлен редакцией в связи со столетием со дня рождения А.П. Чехова. В этом издании собраны тексты Чехова, не вошедшие в Полное собрание сочинений 1944-1951 гг. Первый раздел тома посвящен художественным произведениям Чехова. Второй том содержит письма Чехова и к Чехову, среди которых письма А.Н.Плещеева, А. И. Куприна, И. А. Бунина, В. Э. Мейерхольда. В третьем разделе тома собраны отрывки из дневников современников Чехова. ( Из дневника Н.А. Лейкина, В.А. Теляковского, В. Г. Короленко и др.) Воспоминания, отражающие различные этапы жизни Чехова – от детства (воспоминания Н.П. Чехова, М. Д. Дросси-Стейгер) до последних дней жизни (воспоминания И. Н. Альтшуллера), занимают четвертый раздел. Пятый раздел – "Чехов за рубежом".

 



Полное собрание сочинений и писем:
В 30 т. Т. 1-18. Сочинения.
Т. 1-12. Письма. М.: Наука, 1974-1983.

       Вторая серия Полного собрания сочинений и писем А. П. Чехова в тридцати томах. Письма в двенадцати томах издавалась с 1974-1983 год. Двенадцать томов серии, около 4400 писем, написанных в течение 29 лет - с 1875 по 1904 год - это своеобразное документальное повествование Чехова о своей жизни и о своем творчестве. Вместе с тем, познавательное значение чеховских писем шире, чем их биографическая ценность: в них бьется пульс всей культурной и общественной жизни России конца XIX -- первых лет XX века.

        Чеховские письма являются образцом эпистолярного жанра; они не уступают по совершенству языка его художественным произведениям и, подобно им, способны доставлять подлинное эстетическое наслаждение.

      Публиковались письма Чехова и в периодических изданиях.




             Воспоминания современников отражают полную творческого напряжения жизнь А.П. Чехова, раскрывают внутренний мир писателя, характеризуют его отношение к важнейшим событиям эпохи.
       Опубликованные воспоминания современников далеко не равноценны ни в литературном отношении, ни по тому материалу, который они дают для понимания Чехова. Часть из них является всего лишь краткими сообщениями о встречах авторов воспоминаний с Чеховым. Другие – нередко изобилуют бытовыми подробностями, житейскими фактами. Воспоминания субъективны, поэтому оценка отдельных сторон творчества Чехова, фактов его жизни и литературных явлений того времени может быть разной.

 





Памяти А. П. Чехова/ Общество Любителей Российской Словесности. – М.: Печатня Снегиревой, 1906. – 183 с.

 

        А.П. Чехов был членом Общества Любителей Российской Словесности с 1889 года. В 1903 г. он был единогласно избран временным председателем Общества, а уже в январе 1904 год Чехов отказался от должности по состоянию здоровья. Этот сборник последний долг членов Общества своему временному председателю.

— Да, Антонъ Павловичъ, вотъ скоро и юбилей вашъ будемъ праздновать!
— Знаюсъ я эти юбилеи. Бранятъ человека двадцать пять летъ на все корки, а потомъ дарятъ ему гусиное перо изъ аллюминія и целый день несутъ надъ нимъ, со слезами и поцелуями, восторженную ахинею!
И чаще всего на разговоры о его славе и о томъ, что о немъ пишутъ, онъ отвечалъ именно такъ - двумя-тремя словами или шуткой.
— Читали, Антонъ Павловичъ?—скажешь ему, напримеръ, увидавъ где-нибудь статью о немъ.
А онъ только покосится поверхъ пенснэ и, комично вытянувъ лицо, ответитъ своимъ груднымъ басомъ:
— Покорно васъ благодарю! Напишутъ о комъ-нибудь тысячу строкъ, а внизу прибавятъ: "а то вотъ еще есть писатель Чеховъ: нытикъ".

(И. Бунин. Памяти Чехова)

 



О Чехове. Воспоминания и статьи. – М.:Товарищество "Печатня С.П. Яковлева", 1910. – 341 с.

      После кончины Чехова о нем писали многие, но среди этого "множества" ярко выделяются воспоминания друзей Антона Павловича и его младшего брата Михаила – вошедших в этот сборник. Все вошедшие в сборник воспоминания помогают точнее представить обаятельную личность писателя.

      "Хмурый человек" "в сумерках" пишет "пестрые рассказы", - так определил себя своими заглавиями Чехов. (Из воспоминаний С. Елпатьевского)

      Чехов, по-моему, несравнимый художник. И если уж кого напоминает, то Мопассана. Я недавно вновь перечитал почти всего Чехова. И все у него чудесно. И Чехова, как художника, нельзя даже сравнивать с прежними русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мною. У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов… Его можно перечитывать несколько раз, кроме пьес, конечно, которые совсем не его дело. ( Л.Н. Толстой о Чехове в воспоминаниях П. Сергеенко)

 



А.П. Чехов: литературный быт и творчество по мемуарным материалам/ сост. Вал. Фейдер.
– Л. Академия, 1928. – 464 с.

       Автор попытался проследить, как работал А.П. Чехов, как под влиянием внешних обстоятельств и взаимодействия их с психическим миром художника, создавались те или иные "творческие сочетания".
      Большинство выборок из этих материалов автор книги проводит сквозь строй "очных ставок" - сопоставлений с рядом других "свидетельских показаний", главным образом, с показаниями самого Чехова о себе.

      "На днях я продал кусочек своей души бесу, именуемому коммерцией. На падаль слетаются вороны, на гениев издатели. Явился ко мне Вернер, собачий воротник, издающий книжки на французско-кафешантанный манер, и попросил меня отсчитать ему десяточек каких-нибудь рассказов посмешней. Я порылся в своем ридикюле, выбрал дюжину юношеских грехов и вручил ему…" (А.П. Чехов – М. Киселевой. Москва. 1987)

      "…Что касается моей драматургии, то мне, по-видимому, суждено не быть драматургом. Не везет. Но я не унываю, ибо не перестаю писать рассказы – и в этой области чувствую себя дома, а когда пишу пьесу, то испытываю беспокойство, будто кто толкает меня в шею…" (А.П. Чехова – А.С. Суворину. Москва. 1985)

 



 

 

 

      В сборники вошли наиболее значительные воспоминания из богатейшей мемуаристики об А.П. Чехове – В.Г. Короленко, Л.А. Авиловой, И.Н. Потапенко, И.Л. Щеглова, Т.Л. Щепкиной-Куперник, А.М. Горького, И.А. Бунина, А.И. Куприна, представителей Московского Художественного театра – Вл.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, О.Л. Книппер-Чеховой и др.

А.П. Чехов в воспоминаниях современников/ предисл. А. К. Котова, подгот. текста и примеч.
Н.И. Гитович,
И.В. Федорова; под ред.
С.Н. Голубова и др.
– М.: Гослитиздат,
1960. – 834 с. – (Лит. мемуары)

 

А.П. Чехов в воспоминаниях современников/
вступ. ст. А. Туркова;
сост., подгот.
текста и коммент.
Н. Гитович.
– М.: Худож. лит., 1986. – 735 с. – (Лит. мемуары)
 



Чехов М. П. Антон Чехов и его сюжеты/ М. П. Чехов.
– М., 1923. – 144 с.

        Чехова и окружавших его родных людей соединяли живые нити, и именно поэтому большое значение имеют их свидетельства и воспоминания о писателе.






Чехов М.П. Вокруг Чехова. Е.М. Чехова. Воспоминания/
вступ. ст. О. Н. Ефремова, подготовка текста,
примеч. и указатель Е.М. Сахаровой. –
М.: Худож. Лит., 1981. – 335 с. – (Лит. мемуары)

            В настоящем издании публикуются две работы, органически между собой связанные: "Вокруг Чехова" - Михаила Павловича и "Воспоминания" его дочери Евгении Михайловны Чеховой. М.П. Чехов – не только брат великого писателя, но и литератор. Он автор многих повестей и рассказов. Михаил Павлович воссоздает жизнь Чехова год за годом. "Действующими лицами" этой книги – наряду с главным героем Чеховым – являются его родственники, друзья, литературные соратники, просто знакомые в соотнесенности с Антоном Павловичем.
Воспоминания Евгении Михайловны продолжают многие сюжеты книги своего отца, воскрешая образы брата и сестры Антона Павловича в их зрелом возрасте, в расцвете из плодотворных трудов по сохранению памяти великого писателя.




   

Фидэль. Новая книга о Чехове (Ложь в его творчестве). – СПб: Типография Т-ва "Грамотность", 1909. – 89 с.

       Издание, отличающееся категоричностью мнения о творчестве писателя:


      Выдержки из "Заключения" книги Фидэля:

   



А. П. Чехов: пособ. для школ II ступени,
рабфаков, техникумов
и для самообразов./ сост. В. Голубков,
Н. Горностаев, Б. Лукьяновский, В. Сахаров;
под ред. В. М. Фриче. – М.: Госиздат, 1928. – 160 с. –
(Литературно-критическая библиотека)
 



Соболев Ю. Чехов/ Ю. Соболев. – М.:
Жургазобъединение, 1934. – 336 с.
– (Серия биографий. ЖЗЛ).
 



Балухатый С. Д.  Драматургия Чехова. К постановке пьесы «Вишневый сад» в Харьковском театре русской драмы/ С.Д. Балухатый, Н.В. Петров.
– Харьков, 1935. – 207 с.


       Книга содержит очерк драматического пути Чехова и развернутую характеристику пьесы "Вишневый сад". Особое внимание уделено сценическому истолкователю образов чеховской драматургии – Московскому Художественному театру.

 



Дерман А. Антон Павлович Чехов.
Критико-биографический очерк/ А. Дерман.
– М.: ГИХЛ, 1939. – 209 с.

 

 

Составитель: Таренкова О.

WEB-дизайн: Дмитриева Е
.

 

 

 

 

 
 

©   Научная библиотека СЗАГС, 2010