НАУКА И КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРГА


НАУКА


      К 200-летию Всесоюзной Академии Наук: 1725 – 1925. – Л.: Ленгиз, сентябрь 1925.

«Как и в начале своей жизни, так и теперь Академия Наук дает не только обоснованные теоретические научные выводы, которые имеют широкое научное значение, ибо на их основе живет и развивается русская наука, занявшая почетное место во всемирном научном движении. Академия стремилась и стремится к тому, чтобы эти достижения были достоянием всех, стремится не только создать просвещение, но и распространить его во всех слоях общества».

 



      Красильников Н. Д. Первый опыт аналитического предсказания погоды для Ленинграда и его окрестностей до 50 клм. (верст) вокруг за ½ года вперед: продолжение: на июль, август и сентябрь 1926 года. – Л.: Автор, 1926.

«Вопросами о погоде занимается особая наука – метеорология. Но эта наука находится, так сказать, еще в младенческом состоянии… Я рискую выступить с этим предсказанием погоды для Ленинграда за долгое время вперед, главным образом, с целью дать, так сказать, толчок науке в сторону подробного анализа влияния луны на погоду и тщательной проверки местных условий и местных влияний. Я не утверждаю и не думаю, что вопрос мною разрешен окончательно, напротив – это только путь к решению его …».

 
 


      Маяковский И. Л. С.-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. 1819-1919: материалы по истории С.-Петербургского Университета. Т. 1. 1819-1835 / под ред. проф. С. В. Рождественского; собр. и изд. И. Л. Маяковский и А. С. Николаев. – Пг.: И. Л. Маяковский и А. С. Николаев, 2-я Гос. тип., 1919.

«Ко дню столетнего юбилея Петроградского Университета, исполнившегося 8 февраля ст. ст. 1919 г., Советом Университета предложено было выполнить обширный план юбилейных изданий, разработанный особой комиссией из представителей всех факультетов. … Том этот содержит документы, относящиеся к первому периоду истории Университета, от первоначального образования 8 февраля 1819 года до издания Устава 25 июля 1835 г. Печатаемые документы извлечены преимущественно из I Отделения IV Секции Единого Государственного Архивного фонда (бывший Архив Министерства Народного Просвещения) и отчасти из университетского архива и идут в хронологическом порядке, группируясь по своему содержанию вокруг следующих основных моментов первого периода истории Университета: 1) первоначального образования Университета по учредительному акту 8-го февраля 1819 года; 2) обсуждения составленного С. С. Уваровым проекта устава Университета; 3) суда над профессорами разбора студентов, произведенного Руничем в 1821 году; 4) восстановления нормального порядка в Университете после его разгрома. При печатании документов была сохранена орфография подлинников».

Содержание: Рождественский С. В. «Первоначальное образование» С.-Петербургского университета 8 февраля 1819 года и его ближайшая судьба. – Столпянский П. Н. К истории зданий С.-Петербургского университета. – Геппенер Р. Н. Библиографический указатель к истории С.-Петербургского университета за 1819-1835 годы. – Адарюков В. Я. Портреты деятелей по созданию С.-Петербургского университета, 1819-1835 годы. – Материалы по истории С.-Петербургского университета.

 
 


      Райков Б. Геологические экскурсии в окрестностях Ленинграда: пособие для учащих, учащихся и любителей природы. – 3-е изд., значит. доп. – М.-Пг.: Госиздат, 1923. – (Опыты и наблюдения природы; № 3).

«Окрестности Петрограда в отношении геологическом представляют много любопытного и поучительного не только для специалиста, но для всякого человека, не лишенного интереса к окружающей природе. … Цель настоящей книжки – облегчить преподавателям, учащимся и вообще всем, интересующимся вопросом: на чем стоит Петроград – знакомство с геологическим строением окрестностей невской долины…».

Содержание: На чем стоит Петроград. – Экскурсия на р. Поповку. – Экскурсия на р. Тосну. – К методике геологических экскурсий. – Снаряжение геологических экскурсий.

 
 

      Сто лет Пулковской обсерватории: сборник статей / АН СССР; предисл. Н. Н. Павлова. – М.-Л.: 1943.

«19 августа 1939 г. исполнилось 100 лет со дня официального открытия Пулковской обсерватории, одной из старейших астрономических обсерваторий мира. Сборник был написан коллективом пулковских астрономов к этой примечательной дате и должен был увидеть свет во второй половине 1941 г. В это время произошли события, самым существенным образом повлиявшие на судьбу Пулковской обсерватории. Вероломное нападение Германии на СССР, разразившаяся война с германским фашизмом привела к почти полному ее уничтожению немецко-фашистскими войсками. …Блокада Ленинграда … послужила непосредственной причиной гибели ряда выдающихся научных работников Пулковской обсерватории. Значительная часть сотрудников Обсерватории в рядах Красной Армии с честью защищают родную землю, некоторые из них удостоены награждения орденами. Несколько работников Пулковской обсерватории пало на полях сражений Великой Отечественной войны. В связи с этими трагическими событиями задержался и выход в свет настоящего сборник. К счастью, сохранился типографский набор сборника, пострадавший лишь в несущественных деталях...».

Содержание: История Пулковской обсерватории: (к столетию со дня ее основания). – Лейкин А. М. Учебная деятельность Пулковской обсерватории. – Астрометрия. – Астрофизика. – Библиотека, Архив, Музей.


ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ



      Государственный Большой Драматический театр имени М. Горького, 1919 – 1939 / отв. ред. М. Ф. Чумандрин. – Л.: ГБДТ, 1939.

«15 февраля 1919 г. впервые был поднят занавес первого театра, из числа созданных советской властью. …Когда началась организация нового театрального объединения … Наркомпрос и Петросовет решили первым – создать «театр классической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». В дальнейшем он получил название «Большой Драматический театр». Большому Драматическому театру предстояла трудная, но почетная задача – знакомить нового зрителя: рабочего, крестьянина и красноармейца с лучшими образцами мировой драматургии».

Содержание: Большой Драматический Театр, 1919 -1939. – Репертуар Большого Драматического Театра им. М. Горького с 1919 по 1939 г. – Личный состав театра. – Исполненные роли.

 
 


      Двадцать лет Государственного Академического Малого оперного театра: 1918-1938: / Ленингр. Гос. Акад. Малый оперный театр. – Л., 1939.

«…В 1918 г. в помещении бывшего Михайловского театра создается второй Государственный академический оперный театр. … Жизнь государственного Малого оперного театра (бывшего Императорского Михайловского французского театра) начинается скромным сезоном 1918 года, когда только лишь намечались контуры будущего и нельзя было предвидеть той большой самостоятельной роли и того значительного места, которые этот театр займет в музыкальной культуре Советского Союза».

Содержание: От театра. – Асафьев Б. В., Иохельсон В. Е. Творческие искания. – Метальников В. Д. Балет в Малом оперном театре. – Барташевич А. А. Двадцать лет. – Материалы к истории Малого оперного театра: Предварительные замечания; Двадцать сезонов Малого оперного театра; Премьеры Малого оперного театра за 20 лет; Общая библиография; Издания Малого оперного театра; Музей Малого оперного театра; Руководящий и творческий коллектив Малого оперного театра на 1 января 1939 г. – Иллюстрации.

 
 


      Ленинградский Государственный Театр Комедии: сезон 1940-1941 / предисл. Н. Акимова. – Л.: Ленингр. Гос. Театр Комедии, [1941].

«Нормальное развитие коллектива требует многопланных возможностей для актера. Только в переключениях из роли в роль от комедийного к драматическому, от быта к сказке, от западной классики к советскому быту – только во всем многообразии жанров драматического театра может выковываться многогранный советский актер… В области репертуара мы стремимся во всех наших разделах (советском, классическом и западноевропейском) вносить по мере сил собственный вклад в общий фонд репертуара советского театра…».

Содержание: От театра. – Пьесы, идущие в Театре Комедии. – Справочные сведения: Репертуар Театра Комедии 1935-1940 гг.; Руководящий состав Театра Комедии; Творческий коллектив; Статьи о театре, его спектаклях и работниках 1938/40 гг.; Издания театра.

 
 

      Мичурина-Самойлова В. А. Полвека на сцене Александринского театра / ред. С. С. Данилова. – Л.: Гос. Акад. Театр драмы, 1935. – (Александринская сцена в воспоминаниях ее деятелей. Самойловы).

На авантитуле: «Настоящая книга издана Государственным академическим театром драмы к предстоящему пятидесятилетию сценической деятельности народной артистки Республики Веры Аркадьевны Мичуриной-Самойловой».

«Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова – старейшая актриса Александринской сцены. Здесь прошли все пятьдесят лет ее славной сценической деятельности. … Среди мастеров советского театра Вера Аркадьевна занимает единственное место как представительница актерской семьи Самойловых, свыше 130 лет непрерывно служащей нашей сцене. … Вера Аркадьевна – блестящий представитель этой высокой «самойловской» традиции сценической игры, этой тончайшей «самойловской» сценической культуры…».

Содержание: Державин К. Род Самойловых. – Данилов С. Воспоминания В. А. Мичуриной-Самойловой. – В. А. Мичурина-Самойлова. Полвека на сцене Александринского театра. – Самойловы в избранных воспоминаниях. – Дополнения: А. М. Б. Родословная Самойловых (с приложением схемы); Краткая библиография; Список ролей В. А. Мичуриной-Самойловой.

 
 


      Слонимский Ю. Мастера балета XIX столетия: К. Дидло. Ж. Перро. А. Сен-Леон. Л. Иванов. М. Петипа. – Л.: Искусство, 1937.

«Серия портретов, собранных в настоящей книге, охватывает … все важнейшие этапы истории петербургского балета XIX столетия. Таким образом она является своего рода эскизом к систематическому исследованию по истории русской хореографии. … В рамках нашей работы не умещаются исчерпывающие характеристики всех перечисленных мастеров. …Моя задача скромнее: дать первую творческую биографию художника, которому мы многим обязаны, и привлечь к нему внимание исследователей и мастеров театра».

Содержание: Петербургские мастера балета XIX столетия. – Карл Дидло. – Жюль Перро. – Артур Сен-Леон. – Лев Иванов. – Мариус Петипа.

 
 


      Столпянский П. Н. Старый Петербург. Музыка и музицирование в Старом Петербурге: исторический очерк: с иллюстрациями. – Л.: Мысль, 1925.

«Предлагаемая вниманию читателей работа … не является законченной, это скорее собрание материалов, изложенных в удобочитаемой форме, причем автор … интересовался не самою «музыкою», как таковою, не историей музыки, а отношением к «музыке» обывателя былого Петербурга. Таким образом, и эта работа, являясь страничкою из жизни старого Петербурга, переменившего теперь свое имя, должна послужить пособием для будущего историка. Рассматриваемый автором период заключен от года основания Петербурга до конца Николаевской эпохи...».

Содержание: К хронологии концертов за XVIII век. – Помещения для концертов в старом Петербурге. – Время начала концертов. Входная плата. Состав публики. Овации. Рецензии. – Концерты Екатерининского времени. Их особенности. – Концерты эпохи императора Александра I. 1812 год. Благотворительность. Каталани. Русские исполнители. – Концерты Зонтаг, Оле Буль, Листа, Клары Шуман и Берлиоза. – Летние музыкальные развлечения. – Цыгане. – Танцы. – Вундеркинды. Слепые музыканты. Гугеноты Мейерберга. – Музыкальные общества С.-Петербурга. – Торговля музыкальными произведениями. – Нотная бумага. Нотные типографии, граверы, литографии. Музыкальные магазины. – Общие замечания о торговле музыкальными инструментами. – Арфа. – Гитария. – Гусли. – Духовые инструменты. – Изобретения музыкальные. – Колокола. Органы. – Скрипки. Струны. – Клавесин. Клавикорд. Фортепиано.