ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ. – 2005. – №1. – С. 43 - 51

УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

ВИКТОР ЛОБАНОВ
кандидат политических наук
Государственный университет управления (Россия)


- Общая стратегия административной реформы на первом этапе - проведение функционального анализа с целью выявить и упразднить избыточные и дублирующие функции федеральных органов исполнительной власти с последующей реорганизацией их структуры
- В результате структурных преобразований вместо шести видов федеральных органов исполнительной власти осталось три (министерства, службы, агентства), сократилось число министерств, однако общее количество государственных ведомств возросло, а численность чиновников увеличилась
- Приоритеты второго этапа административной реформы - совершенствование системы управления государственной политикой, повышение качества и доступности услуг, продолжение реформирования госслужбы, использование передовых информационных и бюджетных технологий, распространение преобразований на региональный и муниципальный уровни

Хотя объективные предпосылки административной реформы (АР) в России назрели еще в 90-е годы прошлого века, субъективные и политические условия для нее появились лишь в начале XXI в. Это дало толчок масштабным преобразованиям в области госуправления.
Основные цели и задачи АР, изложенные в указе Президента РФ от 23 июля 2003 г. включали следующие направления: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства; исключение дублирования функций федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; разделение функций по регулированию, контролю, оказанию услуг и управлению госимуществом; разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами исполнительной власти.

Основные направления современных административных реформ

В настоящее время существуют три основных подхода к понятию "административная реформа". В соответствии с одним из них АР - это перестройка структуры федеральных органов власти, включающая лишь организационные преобразования и перераспределение функций, что значительно сужает ее суть. Другой подход трактует АР в широком смысле, подводя под данное понятие реформу местного самоуправления, изменения в судебной системе и федеративных отношениях. Однако в большинстве стран преобладает третий подход - объектом АР выступает исполнительная власть и все, что связано с ее функционированием и совершенствованием. Иными словами, речь идет о модернизации административной системы государства и реформировании госбюрократии.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС