ВЛАСТЬ. – 2006. - №8. – С. 25-30

ТЕХНОЛОГИИ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА:
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОПЫТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

КРОХИНА Елизавета Евгеньевна - аспирантка МГУ


Обширная практика решения менеджеральных проблем разного масштаба и уровня неоднократно являла собой подтверждение того факта, что два управленческих пласта - корпоративный и государственный - находятся в тесной взаимосвязи. Подобный взаимообмен опытом не только оправдан и обусловлен давними традициями становления и развития политической науки, но и необходим, так как способствует внедрению и адаптации прогрессивных методик управленческой деятельности государственных органов, что, в частности, проявляется в решении столь широко обсуждаемой сегодня проблемы политических рисков и управления ими. В России этот вопрос особенно актуален, так как политика государства все еще отличается нестабильностью и непредсказуемостью, связанными с устаревшими технологиями менеджмента, не адекватными современной экономике и демократическому обществу.

Само понятие "политический риск" возникло из коммерческой сферы. Финансовые аналитики стали заниматься его исследованием для выстраивания экономической стратегии деятельности организаций на международном уровне и понимался политический риск как вероятность финансовых потерь в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций. Понятие управление риском (risk management) во многом связано с пониманием самого риска и субъекта управления. Риски требуют внимания коммерческих структур и корпораций, заинтересованных в том, чтобы принять решение о целесообразности экономической политики и защитить себя от возможных потерь. С другой стороны - само государство должно иметь представление о своих "слабых звеньях", чреватых различными дисфункциональными эффектами, и уметь выделять и просчитывать наиболее рискогенные решения. Просачивающиеся везде и всюду риски вполне могут быть упорядочены и направлены в менее опасное русло.
Существующие на сегодня методики управления политическим риском были в основном разработаны в корпоративном секторе, но тем не менее они могут быть адаптированы и для государственного управления. На основе информации о качественных и количественных последствиях риска могут использоваться различные технологии и механизмы. Риски, которые представляют меньшую опасность, могут быть урегулированы и ликвидированы. Те, что предвещают более серьезную угрозу, можно изолировать, а третьи могут быть преобразованы в новые источники дохода. То есть проведя процедуру осмысления, прогнозирования и планирования риска, можно понять, какой метод предпочтительнее.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС