ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. – 2007. - № 3. – С. 67-74

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Николай КЛИЩ
-
руководитель направления Института проблем государственного и муниципального управления
Государственного университета - Высшей школы экономики


Ключевым аспектом повышения результативности деятельности государственных служащих во мно-гих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей; в практике функционирования органов государственной власти сегодня широко используются показатели результативности (Performance Measures, Performance Indicators). Под показателем результативности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели. Показатели результативности могут служить как для оценки деятельности органа власти в целом, так и для оценки деятельности государственных служащих. Основное направление совершенствования систем показателей результативности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и государственных служащих и установлением тесной взаимосвязи между ними. В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели результативности, отражающие основные политические или экономические параметры деятельности (например "уровень безработицы"), которые затем декомпозируются на уровень структурных подразделений (например "количество разработанных программ переобучения безработных") и, наконец, доходят до уровня государственных служащих (например "доля граждан, направленных на переобучение в месяц"). Среди методов декомпозиции и способов построения систем показателей результативности наибольшую известность получили принципы построения "сбалансированной системы показателей" (Balanced Scorecard - BSC) и определения "ключевых показателей результативности" (Key Performance Indicators - KPI). Если в системе BSC больше внимания уделяется взаимосвязи отдельных показателей между собой с целью максимизации оценки их совокупного влияния на конечный эффект, то система KPI построена на выборе наиболее важных показателей, в максимальной степени характеризующих конечный эффект. Одна из самых больших трудностей при построении комплексных систем показателей состоит в следующем. Ориентация па конечные результаты, которые, как правило, на государственной службе выражаются в социально-экономическом эффекте, затрудняет определение вклада того или иного работника в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели, отражающие выполнение всей совокупности должностных обязанностей. Также следует отметить, что показатели результативности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не всегда может оказывать значительное влияние. На практике сложно оценить конечные результаты его деятельности в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов. Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели, которые максимально отражали бы "степень причастности и вклада" конкретного государственного служащего по отношению к определенному фактору.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС