ВЛАСТЬ. - 2005. - № 2. - С.44-48

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. В. Иванов
,
к. с. н., доцент кафедры государственной службы ФА при правительстве РФ

Проблемная ситуация, сложившаяся в последние годы в государственной службе в России, характеризуется комплексом объективных и субъективных предпосылок, обуславливающим не только необходимость реформирования государственного устройства современной России, но и формирования в нем социально ориентированного института государственной службы. Данное обстоятельство обусловлено тем, что осуществляемая в стране реформа государственного аппарата не является реформой, которую проводят чиновники ради себя. Ее результатом должно стать повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти, улучшение качества оказываемых населению государственных услуг и рациональное использование государственных ресурсов. Кроме того, необходимость реформирования государственной службы и формирования в ней социальных механизмов функционирования государственных органов власти обусловлена не вполне удовлетворительным современным ее состоянием. В деятельности органов государственной службы проявляются негативные тенденции, которые характеризуются следующими фактами: во-первых, снижение профессионального уровня государственных служащих, нестабильность и текучесть кадрового состава и его старение, отсутствие интереса у квалифицированных специалистов проходить государственную службу, недостаточная эффективность социально-управленческой деятельности органов государственной службы и как следствие снижение престижа и авторитета государственных служащих; во-вторых, взаимодействие общества и государства не отвечает социальным потребностям граждан РФ; в-третьих, отсутствие механизмов социального контроля над деятельностью органов государственной власти со стороны гражданского общества, что привело к коррупции и злоупотреблениям в системе государственной службы; в-четвертых, отсутствие надлежащей социально-правовой регламентации взаимодействия органов государственной власти и общества.
Необходимость и неотложность реформирования государственной службы России вызвана не только негативными тенденциями ее современного состояния, но и общемировыми процессами постиндустриального общества, среди которых: переориентация государственной службы на нужды граждан, отстаивание их потребностей и интересов, корректирование в соответствии с этим планов, программ и проектов собственной деятельности, обеспечение равновесия между государственными и корпоративными интересами; поиск новых моделей открытости и прозрачности административного управления; появление новых форм взаимодействия законодательной и исполнительной власти; демократизация форм и методов контроля деятельности административного управления; установление сотрудничества административного аппарата и политиков, постановка целей и осуществление контроля по их реализации со стороны политиков, децентрализация управления, делегирование функций и ответственности сверху вниз.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС