ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА. - 2004. - № 3. - С.48-54

ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА КАК СЕРВИСНЫЙ ИНСТИТУТ


Федеральные агентства, подчиняющиеся министерствам, функционируют на двояких принципах - бесплатно и платно. Величина платных услуг, вероятно, будет постоянно колебаться - то повышаться, то понижаться. Однако в перспективе платные услуги населению должны быть сведены к минимальному уровню.

Валерий ГРАЖДАН
- доктор философских наук, профессор кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС

Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества, являются социальные институты. Они возникают и функционируют лишь на основе социальной потребности. Социальный институт есть система юридических, моральных, организационных и др. норм и правил, регулирующих деятельность людей в какой-либо конкретной области. Например, выделяют институт частной собственности, семьи, государства и др. Значительную роль в системе государственного управления занимает сервисный институт гражданской службы.

«Стратегические» и «оперативные» функции государственного управления

В современных условиях механизм государственного управления обществом испытывает значительные трудности. Переживаемая грандиозная трансформация преобразует индустриальное общество, основанное на стандартизации и массовом производстве предметов массового потребления, в общество, где главными будут не промышленная деятельность, а услуги и высокие технологии. В силу этого теперь требуется новый тип организации, ориентированный на качество и информационные императивы (лат. imperativus -повелительный, настоятельное требование). Новым фактором с конца 80-х годов XX в. в зарубежных странах стало полноправное участие гражданских служащих и учреждений, в которых они трудятся, в «предоставлении услуг потребителям». Главная идея этой реформы в области административного устройства заключается в четком разделении так называемых «стратегических» функций и «оперативных» исполнительских Функций (осуществляемых административным персоналом).
Ее сторонники считают, что повысить эффективность и действенность государственной гражданской службы в современных условиях можно, главным образом, за счет ее «коммерциализации», т.е. создания такой экономической, правовой и нравственной обстановки на службе, которая бы вынуждала гражданских служащих бороться за снижение стоимости и улучшение обслуживания населения точно так же, как это делают бизнесмены.

 

С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС