Право и экономика. – 2006. - №2. – С. 42-47

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА



Дорохина Елена Геннадьевна

Ведущий научный сотрудник Института перспективных исследований (г. Москва). Кандидат юридических наук. Специалист по правовому регулированию банкротства.
Родилась 10 сентября 1959г. в г. Красноярске. Окончила юридический факультет Красноярского государственного университета в 1981 г. С 1985 по 1994 гг. – начальник юридического отдела "КрасЭнергомаш", с 1995 по 1997 гг. – начальник правового управления ОАО "Красноярский алюминиевый завод", с 1997 по 2000 гг. – начальник юридической службы "Алюминиевая компания России", 2000 г. – советник службы по работе с гос. органами ОАО "Русский алюминий", с 2002 по 2003 гг. – начальник правового управления КБ "ЕВРОПРОМИНВЕСТ".
Автор ряда публикаций в юридических журналах.

Повышенное внимание государственных институтов к деятельности промышленных фирм и корпораций является мировой тенденцией, и в этой связи институт несостоятельности хозяйствующих субъектов рассматривается как индикатор уровня организации соответствующей национальной экономики. Процесс глобализации мировой экономики влияет на взаимопроникновение национальных механизмов регулирования банкротства и определенную унификацию подходов к государственному воздействию на отношения в сфере несостоятельности. Основная тенденция государственного регулирования банкротства в США, Германии, Франции, Японии, России заключается в создании механизмов, направленных на восстановление платежеспособности должников. Между тем, при общей продолжниковой направленности, каждая страна использует свой инструментарий для сокращения общего числа банкротств.

Так, действующий Закон о несостоятельности в США (1978 г.) предоставляет возможность длительной реабилитации, в том числе и с помощью института "доверительного управляющего от США", который является государственным служащим, института "должника во владении", предусматривающего передачу антикризисного управления в руки администрации самого должника. В результате общее число банкротств сократилось на 2% в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом и на 6% в 2004 г. [1] В то же время в Германии за десятилетний период, начиная с 1992 г., число ежегодных банкротств утроилось; во Франции только в 2002 г. в результате банкротств сократилось 24 тыс. рабочих мест. Такая статистика вызвана не только неэффективностью законодательства (в Европе большая часть дел заканчивается ликвидацией должников из-за короткого периода, предоставляемого для восстановления платежеспособности), но и сугубо экономическими причинами: замедлением экономического роста, высоким уровнем социальных отчислений и минимальной заработной платы.


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС