Правоведение. – 2006. - № 3. – С. 4-17

Гражданские свободы в законотворческой деятельности Государственной Думы императорской России

Сафонов А.А., [*] Туманова А.С. [**]


Первая русская революция стала отправной точкой для важного этапа государственно-правовой модернизации. Ее значимым аспектом явилось предоставление российским подданным прав гражданской свободы - действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
В науке государственного права дореволюционного времени существовало разделение субъективных публичных прав на гражданские и политические. Между гражданскими и политическими правами проводилась тонкая грань. В той мере, в какой права осуществлялись в интересах частных лиц, превращая индивида из объекта воздействия государства в гражданина - субъекта прав и обязанностей, их считали гражданскими правами. Однако поскольку этими правами нередко пользовались с целью участвовать в осуществлении государственной власти, они признавались политическими правами (наряду с избирательным правом, правом быть присяжным заседателем и т. п.). [1]
В разработке содержания гражданских свобод, а также организации контроля над их реализацией важную роль играла Государственная Дума. Она была основной легальной трибуной для обсуждения вопросов о правах человека и их нарушении правительственной властью. Рассмотрение этих вопросов позволяет выявить проблемы осуществления прав и свобод личности в условиях авторитарного режима, вносит вклад в исследование политической и правовой культуры как деятелей нарождавшегося парламента, так и российского общества в целом. В фокусе внимания авторов настоящей статьи находится проблема подготовки в Думе законов, нацеленных на осуществление свобод союзов и собраний.
Представление о свободе личности как значимой духовной и политической ценности вызревало в недрах либерального направления российской политико-правовой мысли. В обеспечении прав и свобод человека и гражданина либералы усматривали предпосылку и условие политического и социального раскрепощения личности, трансформации традиционного сословного общества в гражданское, полицейского государства - в правовое. [2]


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС